Home Семья и дом Дети Адаптация к школе: естественный процесс или проблема

В жизни каждого ребенка наступает момент, когда ему необходимо отправиться в школу. Для многих детей это время связано с неприятными моментами адаптации к новым условиям. Чаще всего проблема привыкания к новому процессу обучения встает перед первоклассниками.

Проблемы адаптации школе

Перед началом учебы детки обычно находятся в восторженном предвкушении. Они с нетерпением ждут того момента, когда смогут сесть за парту и приступить к обучению. Но через пару недель регулярных занятий восторг куда-то пропадает. У ребенка появляются первые трудности, он осознает, что не все так замечательно, как было в его фантазиях. Первокласснику прихoдится приспoсабливаться к новым высоким требованиям со стороны учителей, высоким нагрузкaм и дисциплинe. Этот период и носит название адаптация.

а2У первоклассников процесс привыкания к новым условиям может длиться до полугода. На продолжительность его влияют такие факторы:

  • Темперамент малыша и его коммуникативные навыки.
  • Уровень интеллектуального и эмоционального развития.
  • Тип обучающего заведения и сложность программы.
  • Внимательное отношение и поддержка родителей и учителей.

В первую очeредь адaптация затрагивает физиологические процессы в организме ребенка. Это сказывается на его поведении. Малыш может начать жаловаться на головную боль, чувствовать себя усталым, у него может пропасть аппетит и нарушиться сон. Некоторые дети становятся капризными, конфликтуют с родителями. Обычно такое привыкание на физиологическом уровне длится до конца первой четверти.

а6Поэтому родителям важно быть готовыми к такому поведению ребенка. Проявите терпение и не наказывайте первоклассника, лучше уделяйте ему больше внимания – разговаривайте по душам, обнимайте, называйте ласковыми словами. Дайте понять рeбенку, что вы в любoм случае его пoддержите, будь это замечание за плохое поведение в классе или двойка за невыученный урок.

Как помочь ребенку адаптироваться в школе

Чтобы процесс адаптации малыша к новым школьным условиям прошел легче, откажитесь от продленки. Обычно к продленке прибегают в том случае, когда за малышом некому присматривать после уроков. Постарайтесь устроить дела так, чтобы ребенок после уроков уходил домой. Можно попросить помочь родственников или соседку пенсионного возраста. Если есть возможность, возьмите отпуск на этот период.

Если же нет никакой возможности отказаться от продленки, то обязательно познакомьтесь с педагогом, который занимается с детьми на продленке, обратите внимание на его отношение к детям.

а3Для семилетнего ребенка очень важна физическая активность. Ведь до школьных занятий он практически непрерывно был в движении. Теперь же ему приходится по нескольку часов сидеть неподвижно на уроках. Школьные переменки не берите в расчет – они слишком непродолжительные. Уроки физкультуры тоже не покроют потребность малыша в движении. Чтобы компенсировать длительное сидение на уроках, запишите ребенка в спортивную секцию, в бассейн, устраивайте длительные прогулки перед сном, утром делайте с ним зарядку.

Очень важно ребенку в этом возрасте гулять на свежем воздухе. Это поможет его нервной системе и общему физическому здоровью. Пусть малыш меньше проводит времени в помещении, особенно сидя за компьютером, а лучше побольше гуляет. Во время каникул можно устраивать ребенку прогулку дважды в день.

Еще одно важное обстоятельство – это полноценный сон ребенка. Недостаток сна приведет к тому, что он будет засыпать на уроках. Согласитесь, это не лучшим образом скажется на его учебе:

  • Укладывайте ребенка на дневной сон, если он к этому привык.
  • Малыш должен ложиться спать не позже 9 часов вечера и продолжительность его сна должна составлять около 11 часов в сутки.
  • Чтобы ребенку было легче заснуть, не позволяйте ему играть в шумные игры перед сном или сидеть за компьютером.
  • Очень хорошо помогает заснуть теплая ванна перед сном или стакан теплого молока.

Ребенок не хочет в школу: что делать

Часто родители сталкиваются с тем, что малыш отказывается посещать школу, хочет остаться дома и поиграть в свои любимые игрушки. По мнению психологов причин для такого поведения может быть достаточно.

а4Среди самых частых встречаются такие причины:

  • Тяжелый процесс адаптации. Для первоклассников это достаточно частое явление. Обычно? за несколько месяцев ребенок привыкает к новым требованиям. Чтобы облегчить этот процесс поговорите с ребенком, постарайтесь вместе найти позитивные моменты в том, что он пошел учиться. Если же спустя несколько месяцев он все еще не смог адаптироваться к новым веяниям, то обратитесь за помощью к хорошему психологу или педагогу.
  • Трудности в обучении в сочетании с завышенными требованиями родителей. Это приводит к тому, что ребенок начинает думать, что не соответствует родительским требованиям, расстраивает их. Из-за этого отказывается ходить в школу вообще. В этой ситуации пересмотрите свои требования. Помните, что ребенок вам ничего не должен. Тем более он не обязан отлично учиться ради родителей. Лучше совместно с учителем помогите ребенку наладить учебный процесс.
  • Сильная усталость. Это может быть следствием того, что помимо школьных занятий ребенок посещает еще кучу разных кружков, секций и репетиторов. В таком режиме у него совсем не остается времени на отдых, прогулки и развлечения. Скорректируйте режим дня малыша, откажитесь от части дополнительных занятий в пользу отдыха для ребенка.
  • Проблемы в развитии ребенка. Если ваш малыш с самого первого дня не может настроиться на учебу, не успевает выполнять задания или вообще не может понять, чего от него хочет педагог, то возможно он отстает в развитии от своих сверстников. В таком положении лучше всего откровенно поговорить с учителем и решить вопрос о переводе ребенка в специализированное учебное заведение или о дополнительных развивающих занятиях.

Сколько длится адаптация

Точное время адаптации указать невозможно. Слишком много индивидуальных параметров влияют на ее продолжительность. У некоторых детей адаптация занимает всего пару недель, другие же привыкают к школе весь первый год обучения. Но в среднем процесс адаптации заканчивается к новому году.

а5Замечено, что общительные дети быстрее свыкаются с новыми условиями обучения, а те, кто привык держать переживания при себе, адаптируются к школе намного позже. Важное значение для адаптации имеет и поддержка родителей, и настрой учителя.

Leave a Reply